Кузя 
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ТОРОПЕЦКОГО РАЙОНА
- ХУДОЖНИКИ -


домой На главную
домой ФОРУМ

О ТОРОПЦЕ

гербИСТОРИЯ
картаГЕОГРАФИЯ:
церковьПАМЯТНИКИ
мужикЗНАМЕНИТОСТИ
заводПРЕДПРИЯТИЯ:
короваСЕЛЬСК.ХОЗ-ВО:
школаУЧЕБ.ЗАВЕДЕНИЯ:
СОЦ.УЧРЕЖДЕНИЯ
телефонТЕЛЕФОНЫ:
новостиНОВОСТИ:
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ссылкаССЫЛКИ:
ЛИРИКА

древоНАШЕ ДРЕВО:

древоДРЕВА ТОРОПЧАН:

Кто из Масальских, Кузьминых или Парамоновых, а также всех с ними связанными нашел себя на моем сайте или должен быть здесь, а также хочет поделиться своей автобиографией или фотографией, пишите: ticshen@yandex.ru
 
назад на оглавление

РАЕВ ВАСИЛИЙ ЕГОРОВИЧ


Академик живописи, выпускник Арзамасской художественной школы А.В.Ступина.

Родился в 1808 году в семье крепостного И.А.Кушелева в селе Волок Псковской губернии. С малолетства рисовал он углем на стенах, дверях разные рисунки. О "художествах" юного Васи узнал помещик Кушелев. "Свой крепостной художник - это тебе не охота с гончими... Так и нос соседям утереть можно". И велением Кушелева в 1824 году Раев Василий был отдан в Арзамасскую художественную школу им.Ступина, где обучался 7 лет (по другим данным - 6 лет).Там он дружил с Г.Мясниковым (застрелился "за свободу" в 1828 году), Н.М.Алексеевым и К.А.Макаровым. Здесь пристрастился к чтению, фольклору - увлекался народными сказками, песнями и поверьями, философией и театром. Дважды за эти годы его рисунки направлялись в Академию художеств и оба раза получали самые положительные отзывы. В 1829 году члены совета академии признали в двадцатидвухлетнем юноше из торопецкого села "хорошую наклонность к живописи пейзажа". А в 1831 году совет постановил: "дать Раеву возможность совершенствоваться по художественной части, с тем, чтобы получить звание свободного художника". "Свободного!.." Для крепостного Раева это звучало издевкой.

В 1831 году помещик увез его в Санкт-Петербург.Оставаясь крепостным, Раев получил доступ в залы Эрмитажа для копирования картин, свои полотна выставлял на академических выставках. Общество поощрения художеств объявило сбор денег, чтобы выкупить Раева на волю. За свободу Василия помещик Кушелев потребовал 5000 рублей, но, когда через четыре года эти деньги наконец были собраны, представить вольную своему крепостному отказался. И только после принятия Раева в Академию художеств и за подаренную царевичу Александру картину военного парада на Дворцовой площади по случаю открытия Александровской колонны (1834) Л.И.Кушелев получил 5000 рублей, а В.Е.Раев - свободу.

Но не имея собственных средств к существованию, Раев вынужден был прекратить учебу, писать не ради искусства, а чтобы заработать на хлеб. Но что означают невзгоды, если есть талант! В 1836 году Раев едет на Уральские заводы Демидовых, делает серию их живописных видов по заказу. По возвращении в 1839 году в Санкт-Петербург, уже как свободный человек, посещает классы академии художеств. И в этом же году получает свою первую серебряную медаль "за успехи в перспективной живописи".

В 1841 году едет на Кавказ для фиксации сцен баталий русских войск с шамилевцами. Знакомится с художником А.В.Перовским. Тот дал денег Раеву на поездку в Италию для дальнейшего совершенствования мастерства. И в 1842 году Раев отправляется во Францию и Италию.

Вид на Рим с Монте-Марио

Два года в Италии пролетели как один миг. И был еще один год, в начале которого Академия художеств положила Раеву денежное содержание. За это он должен был представить свои работы в Петербург. В марте 1845 года Раев вернулся в Санкт-Петербург. Работы "Вид Рима с Монто-Марио", "Вид города Бари", "Римский вид вечером" были одобрены в России и Раеву продлили срок пребывания в Италии. Созданный пейзаж "Вид на Рим с Монте-Марио" (находится в Нижегородском художественном музее) в 1845 году экспонировался в Риме на выставке, которую посетил Николай I, предложивший русскому художнику выполнить копии с выдающихся произведений европейского искусства, в том числе освоить технику мозаики, так как в Петербурге было решено создать мозаичную мастерскую. Временно эта мастерская обосновалась в Риме, и академия предложила Раеву совершенствоваться в этом виде искусства у римского профессора Барбети - специалиста по мозаике и приготовлению эмалей. В помощь Раеву из России прислали трех учеников. Так неожиданно для самого Василия Раева итальянский период жизни удлинился на четыре года.

В.Е.Раев стал одним из первых русских мозаичистов, выполнил (с другим художником) копию с античного пола из зала Августа в Ватикане с изображением медузы Гаргоны, написал картину "Олимпий - первый русский иконописец", за которую в 1851 году по возвращении в Санкт-Петербург удостоился звания академика. По предложению мецената К.Т.Солдатенкова В.Е.Раев переезжает в его московский дом в Кунцеве, расписывает интерьеры, работает над историческими ("Мальчик Ломоносов") и сказочными ("Ковер-самолет") полотнами, но не успевает их закончить.

Умер В.Е.Раев в Кунцеве в 1871 году. Из четырнадцати его сохранившихся произведений пять принадлежат фондам Государственного Исторического музея в Москве, среди них картины уральского периода: "Нижнетагильский железоделательный завод", "Черноисточненский завод" и др.

Статья Н. Казюлина, Опухлики.
"Художник Раев о своей жизни"

Люди творческого труда одержимы прежде всего своей работой. 6 силу своей занятости им не хватает времени для личной жизни. О своей родословной они вспоминают на смертном одре. Василию Егоровичу Раеву под давлением друзей удалось это сделать за полгода до своей кончины.

"Родился я в 1808 году в последних числах декабря в селе Волок при речке Сережа Псковской губернии Холмского уезда. Родители: Егор Павлович - крепостной дворовый человек господина Ивана Афанасьевича Кушелева, мать - Пелагея Емельяновна, крестьянка из дер. Заречье. Скудное мое первоначальное воспитание - уже не помню в каком году - получил у нашего сельского пономаря. У него я научился читать церковно-славянские книги. Потом меня отдали в школу в с.Брецкое при речке Тудор, близ Холма. Там научился писать и начал рисовать глаза, ручки, ножки и головки. Господа мои заметили во мне любовь к рисованию и отдали меня в Арзамасскую школу живописи к академику Александру Васильевичу Ступину. Учился у него 7 лет. Потом господин взял меня в Петербург, где я поселился в одной комнате со своим арзамасским товарищем Николаем Михайловичем Алексеевым. Он как свободный художник посещал классы Академии художеств. Для меня же, крепостного, двери ее были заперты. Тем не менее, я был счастлив тем, что мог получить билет в Эрмитаж для копирования картин. Работал там до конца рабочего дня. Каждодневные визиты туда принесли мне великую пользу в знакомстве с подлинным искусством. В то же время я стал писать картины собственного сочинения, отдавал их на академические выставки и всегда получал лестные отзывы о них. За несколько дней до открытия Александровской колонны около ней проходила репетиция назначенного народа. Я воспользовался этим случаем, и с крыши Адмиралтейства написал примерное движение войск и обстановку на площади в день открытия колонны. Закончил маленькую картинку, скорый эскиз о происходившем торжестве. На другой день министр императорского Диора и Уделов князь Петр Михайлович Волконский предоставил мою картину государю. Царь принял ее благосклонно и наградил меня бриллиантовым перстнем. Слышал я потом от художника Алексея Венецианова, что государь в тот же день подарил ее прусскому королю. После этого я написал панораму всего Петербурга с адмиралтейской башни и имел случай представить свою очередную работу цесаревичу -ныне царствующему Александру Второму. Ему сказали, что я крепостной, что мой господин просит за меня 5 тысяч рублей. Государь взял картину, а господину моему велел выдать указанную сумму. Пока длилась переписка с Кушепевым, меня пригласили ехать на уральские заводы к Демидовым, чтобы написать там несколько видов. Я принял это предложение и в декабре 1836 года уехал. Там прожил полтора года. Написал все, что требовалось, и вернулся в Петербург в 1838 году с картинами, которые чуть ли не с колес взяли на выставку Академии художеств. В 1839 году наконец-то я получил вольную и стал посещать классы Академии художеств, чего я ждал долгие годы с нетерпением. И на деле насладился своим счастьем. Влюбился в девушку. Брак с ней зарегистрировал 13 января 1841 года, но семейная жизнь не сложилась. Татьяна Васильевна Власова - дочь высокого чиновника - предпочла мне другого. Расторгнув брак, уехал на Кавказ с адъютантом военного министра, чтобы там нарисовать все интересное, что увидим. Моему спутнику Балашову не повезло. Его убили в северном Дагестане при взятии Черкея. Вернувшись в Петербург, нарисовал несколько очерков и картин на кавказскую тему. Первым ценителем их был граф и генерал Василий Алексеевич Перовский. Смеялся, когда узнал о моих личных делах. И на свои средства отправил меня на пароходе в Италию. По пути две недели пробыл в Париже, а 1 августа 1842 года был уже в Риме.
Рим я знал только по картинкам. А теперь - своими глазами увидел эту бесподобную красоту. Мой приезд совпал с открытием выставки, посвященной их высочествам Максимиллиану Лейхтенбергскому и Марии Николаевне. В Италии я пробыл два года по совершенствованию мастерства. Месяц - в Константинополе. Написал несколько видов и в марте 1845 года вернулся домой. Академии художеств понравились мои работы, и мне дали денег на вторую поездку на родину великих мастеров кисти. Взобрался на самую высокую отметку рядом с Римом и написал панораму гор и окрестностей. Этими картинами во время пребывания в Риме любовался император Николай Павлович. Панорама Рима была отправлена в Академию художеств, а теперь находится в галерее. Государь остался неравнодушен к мозаичным портретам в церквах св. Петра и Николая Чудотворца. И пожелал, чтобы и в Петербурге были такие шедевры. Григорий Петрович Волконский выполнил волю государя. Вскоре в Петербургской Академии художеств открылось отделение мозаичного искусства. Было приказано мне, а также Шаповалову, Солнцеву и Федорову заняться этим делом. Я принял это предложение и посвятил мозаике четыре года своей жизни. Два из них провел в мозаичной мастерской, выполнял заказы для Исаакиевского собора. За эту работу совет Академии возвел меня в академики разных родов живописи.
В 1855 году умер Николай Павлович. На похороны его приехал Козьма Терентьевич Солдатенков. Познакомившись с моими картинами, посоветовал везти их в Москву. Я очень благодарен своему новому другу. Он дал жилье в собственном доме, обеспечил работой, жаль, что здоровье никудышнее. Тут, на даче в Кунцево, написал картины "Ломоносов", "Мальчик-рыбак, сидящий на берегу с книгой", "Спящая вакханка", "Святая великомученица Екатерина" и оканчиваю эскиз из сказки "Ковер-самолет".
17 августа 1869 года Академик Василий Егорович Раев Кунцево"

...Умер великий художник в нищете. Преждевременно утратил зрение, наполовину оглох, приобрел золотуху. В. Е. Раев за свою короткую жизнь создал около пятидесяти произведений изобразительного искусства. Но только четырнадцать из них сохранились. Они стали достоянием государственных музеев Петербурга, Москвы. Назову некоторые из них: "Римский вид вечером", 1843; "Алимпий-иконописец Печерский", 1848; "Вид из Кунцева на долину", 1864; "Вид из Кунцева на Москву"; "Вид на Рим", 1864; "Румянцевский музей"; "Виды поместья г. Максимова в Калужской губернии"; "Нижнетагильский железоделательный завод"; "Черноисточненский завод" и другие.

Статья Андрей Пичугина "На заводы приехал художник"
В начале XIX бека на Урал приезжал, по приглашению заводчиков Демидовых, художник Василий Раев. С целью создания картин он посетил Нижнетагильский, Нижнесалдинский, Кушвинский, Черноисточинский заводы а также Уткинскую пристань на реке Чусовой. Какова же дальнейшая судьба живописца и его уральских пейзажей? Но сначала коротко о самом художнике.

Василий Егорович Раев родился крепостным помещика Кушелева в декабре 1807 года в селе Волок Псковской губернии. Будучи одаренным от природы, в 1823 году был определен в Арзамасскую школу живописи академика А.В. Ступина. Через шесть лет его направляют в Петербург в Академию художеств. Его работы были препровождены Ступиным в Петербург где были отмечены и признаны заслуживающими внимания.

В Петербурге Раев работал у комиссионера по продаже художественных произведений, а также рисовал в мастерской баталиста А.И. Ладюрнера. Копировал в Эрмитаже, делал эскизы на библейские сюжеты. В числе работ 1830-х годов, исполненных в Петербурге, "Парад на Дворцовой площади", "Александровская колонна в Петербурге" и четыре картины, изображающие панораму города с башни Адмиралтейства.

Художественная академия ходатайствует перед министром императорского двора об освобождении Раева от крепостной зависимости, но получает отказ. Князь Г. Гагарин предлагает за Раева выкуп 5000 рублей, но снова отказ. По слухам, Кушелев хотел продать крепостного художника Демидову, по-видимому, за более высокую цену. В это время Василий Егорович и был приглашен на демидовские заводы, где пробыл до лета 1838 года.

На Нижнетагильский завод Раев прибыл накануне Рождества 1836 года. Особенно интересно, что здесь художник вел записи своей жизни, и мы имеем возможность не только увидеть его пейзажи заводских поселений, но и прочитать об его впечатлениях. Вот первая запись Раева о Тагиле:

"Нижнетагильск для меня был в высшей степени интересен. Я здесь увидел все горное искусство, начиная от добывания руд, и весь их путь, как они превращаются в железо, в медь, и все это делается огнем и водой, которыми повелевает разум человека".

Летом 1837 года управляющий заводами Данилов устроил экспедицию, чтобы познакомить гостя с красотами уральской природы и прежде всего в окрестностях Черноисточинского завода. Раев, пораженный увиденным, тогда же пишет пейзажную картину под названиям "Вид Черноисточинского завода" (оригинал в настоящее время хранится в Москве, в фондах Государственного Исторического музея).

Спутники художника отправились на Белую гору. Позавтракаю ли, Раев сказал тост: "За красоту здешней природы, за ее прозрачные реки, озера, за ее увенчанные лесами горы, которые в голубой дали горизонта в спокойном величии смотрят на нас". Потом поехали в Висимо-Шайтанский завод, далее в Висимо-Уткинский. На половине пути, с Теплой горы, Василий Егорович нарисовал еще один "вид". По реке Утке сплавились до Уткинской пристани, куда со всех демидовских заходов привозили железо и медь, чтобы сплавлять по Чусовой. Вообще, все Демидовские заводы имеют привлекательные места, по ним гуляешь не нагуляешься, писал в своем дневнике Раев.

Побывал он и на Лайских заводах, там тоже рисовал. По Кушвинской дороге его внимание привлек Медведь-Камень "Утес этот покрыт сосновым лесом и чрезвычайно живописен. Близ этого утеса есть место, где Ермак провел одну зиму, и по сие время виден ров, который окружал его становище, а Медведь-Камень служил ему с его дружиной сигнальной башней".

Ему очень хотелось увидеть гору Благодать, часовню и памятник Чумпину - оттуда открываются беспредельные дали. Кушвинский завод как на ладони. Вот как Раев описывает увиденное здесь: "Вершина горы Благодати имеет серьезный, строгий вид, но вместе и величественный. Видевши раз эту местность, уж никогда нельзя ее забыть. Отдельно растущие на ней купы елей как бы нарочно рассажены руками человека, а свежесть воздуха и чудесный тонкий запах от елового леса обаятелен".

Состоялась поездка и на Салдинские заводы. Раев заметил, что Верхняя Салда несравненно красивее Нижней, и написал ее вид из-за пруда. Возвратившись на Нижнетагильский завод, художник заканчивает начатые картины, а с этюдов пишет новые.

Летом 1838 года он вернулся в Петербург и на выставке в Академии художеств показал несколько работ, выполненных на Урале. Среди них - интерьеры заводских зданий, виды заводов и золотых приисков, пейзажи.

В 1839 году Василий Егорович наконец-то получил от помещика Кушелева вольную и избавился от крепостной зависимости. В том же году ему присуждена первая серебряная медаль за перспективную живопись, а в следующем - звание "неклассного художника исторической живописи".

В 1841 году Раев женился, но вскоре развелся. Ездил на Кавказ, в Италию. В 1845 гаду участвовал в Риме в выставке, устроенной в честь приезда сюда императора Николая I. Среди живописных работ исполненных в Италии, - "Рим вечером", "Вид на Рим с Монте Марио".

В 1856 году Раев путешествовал по России, судя по датированным дорожным зарисовкам Костромы, Углича, Ростова. К числу поздних его работ относятся: ''Останкино. Вид усадьбы со стороны пруда", "Вид Москвы со стороны Кунцева". В Кунцеве художник и был похоронен в 1871 году.

По ходатайству научного сотрудника Нижнетагильского музея-заповедника Ольги Николаевны Силоновой, мне во время посещения Москвы удалось оформить пропуск в фонды Государственного Исторического музея. Там и довелось увидеть оригиналы уральских "картин В.Е. Раева: " Вид на Нижнетагильский завод", "Видна Черноисточинский завод" и даже... "Гулянье на Лисьей горе", которое нам известно как произведение Худоярова.

"Вид на Черноисточинский завод" - почти неизвестная картина Раева, она не воспроизводилась в печати и практически нигде не выставлялась в экспозиции, а была передана из музея Революции в фонды Исторического музея. Это внушительное полотно, размером почти полтора метра на метр, уже потускневшее от времени, но с детальной проработкой всех зданий, заводских сооружений, домов и различного рода деревянных построен. Для написания картины Раев выбрал одно из перспективных мест - южную сторону Заводской горы.

На переднем плане изображен железоделательный завод с дымящимися трубами сталетомительной фабрики. Сквозь проемы ворот и окон молотовых цехов видны красные языки пламени от работающих кричных горнов. Мастеровые и работные люди грузят уголь, металл на подводы, запряженные лошадьми. На берегу пруда видно здание с белыми колоннами - дом управляющего Черноисточинского завода, рядом еще одно, с красной крышей, - заводоуправление. В правом верхнем углу полотна Петропавловская церковь. Живописец тщательно прописывает окрестности завода: вдалеке синевой отдает Елевая гора, а Худенькая - еще покрыта нетронутым лесом. У подножья Заводской горы стоят два человека, один показывает рукой на завод, за ними мост с мозаичными деревянными перилами через реку Черный Исток. Еще одно полотно художника - это вид на Нижнетагильский завод с горы Магнитной. Оно примечательно тем, что тут изображен черепановский паровоз с наполненными рудой вагонетками. Он движется к заводу.

Но сколько бы ни смотрел на картины нужно прощаться. И с грустью подумалось о том, что эти произведения искусства обречены лежать невостребованными в пыли запасников. Ведь кто, как не уральцы, должен знать и видеть свое прошлое, изображенное художником, и гордиться трудом своих предков. Вот если бы найти возможность показать их сейчас нашим землякам!
назад на оглавление

Вы можете присылать статьи про Торопец, замечания и дополнения на мой сайт по адресу ticshen@yandex.ru.
Любая перепечатка информации допускается только при ссылке на сайт ticshen.narod.ru
Hosted by uCoz