|
|
ГАВРИИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ ДЕРЯБИН
Это имя упоминает в своем "Словаре художников, в XVIII веке, писавших в императорских дворцах" историк А. Успенский. Несколько строк отведено ему и новой книге Н. Молевой и Э.Белютина «Живописных дел мастера». Но только oб одном: вызывался в 1753 году для живописных работ в императорском дворце в Царском Селе.
И биография этого художника начинается с 1753 года.
Только что закончились возведение царской резиденции, под Петербургом — большого, величественного ансамбля. Его дворцы, церкви, служебные помещения требовалось украсить картинами, росписями, позолотой, резьбой. Для живописных работ вызывают петербургских, московских, тверских художников. Вместе с тверскими и осташковскими живописцами, Д.Крыжевым, В. Ворониным, Ф. Колокольниковым и другими был вызван в Петербург и Гавриил Григорьевич Дерябин. В материалах Центрального государственного исторического архива Ленинграда он назван сыпом «города Торопца купецкого человека». Как сообщают записи в деле, все художники были вызваны «с основного места жительства». И надо полагать, были уже хорошо известны своими работами по росписи.
В дворцовой церкви и других зданиях царскосельского ансамбля Г.Дерябин, как и другие художники, работал по эскизам итальянского мастера А.Перезинотти.
Здесь Г.Дерябин работал больше года. Художнику приходилось не только расписывать орнаменты, но и делать копии с аллегорических картин, икон. Документы не называют его самостоятельных работ. Было отмечено только «высокое искусство» росписей.
Следующая страница биографии относится уже к 1762 году, когда Г.Дерябин работает по заказам Ниловой пустыни в Осташковской слободе, с которой связаны имена многих живописцев, иконописцев, позолотчиков. В 1762 году написана им большая икона «Исаакий Печерский». В 1770 году он пишет шесть икон преосвященного Нектария.
Этим годом и обрываются сведения о художнике. В материалах Ниловой пустыни нет сведении о его живописных работах, хотя и упоминается он как живописец, позолотчик.
Его манера близка к живописной: рядом со строгостью рисунка очень цветистая гамма. Потому что иконописные работы были только подрядом. Сам же он справедливо был причисляем к мастерам дел живописных.
В.Никитин, "Знамя труда", 15.08.1967
|
|
|