|
|
АНДРЕЙ ФИЛИППОВИЧ МИТРОХИН (1766-1845 г.г.)
Андрей Филиппович Митрохин считается учеником Гаврилы Лохова. Его брат Илья был доверенным лицом адмирала Г.Г.Кушелева из-за давнего знакомства. Еще в 1797 году Андрей Митрохин рисовал портреты Павла I и Г.Г.Кушелева. Император остался доволен торопчанином. Отблагодарил своеобразно. В 1799 году пожертвовал на сгоревший Корсунско-Богородицкий собор иконостас, а в 1800 году купил за 12 тыс. рублей здание под торопецкие присутственные дела.
А.Ф.Митрохин остался в Санкт-Петербурге. Последние сорок лет своей жизни посвятил реставрации коллекции Эрмитажа.
Перед революцией 1917 года в Торопце еще обитали купцы Митрохины, дальние родственники живописца. Так, Николай Иванович Митрохин известен как церковный староста Покрово-Никольской церкви.
|
|
Статья В.Никитина
Андрей Филиппович Митрохин
Андрей Филиппович Митрохин был умелым портретистом, хотя в историю изобразительного искусства вошел как реставратор картин в первом художественном музее России - Государственном Эрмитаже. Он автор первого пособия по реставрации, которое называется «Правила о перенесении живописи с дерева на холст».
Родился в 1766 году в Торопце. Первую профессиональную школу прошел у торопецкого живописца Г.М. Лохова, учившегося в Петербургской Академии художеств. А Ф. Митрохину пришлось пройти нелегкую солдатскую службу.
В 1792 году он попадает в Петербург и продолжает гражданскую службу в Зимнем Дворце. Получив через девять лет должность камердинера, ответственного за художественное собрание дворца, обстоятельно изучает произведения крупных западных мастеров, технику живописи. Его направляют в подчинение хранителя картинной галереи Эрмитажа Ф.И.Лабенского. В 1808 году начинает свои первые опыты по реставрации работ старых мастеров переносом красочного слоя с дерева на холст. Одной из первых отреставрированных работ была картина нидерландского художника XV века Гуса «Триптих», сохранившаяся до наших дней.
Опыты начинающего художника были одобрены, и в 1819 году при Эрмитаже была организована реставрационная школа. За отличные знания и проявленное умение А. Ф. Митрохин назначен ее руководителем.
Школа существовала до 1840 года А.Ф.Митрохин и его ученики, ставшие умелыми реставраторами, спасли от разрушения почти 1000 картин и портретов из собрания Эрмитажа, Царскосельского и Петергофского дворцов.
В 1840 году А Ф Митрохин, работавший преимущественно по «механической реставрации», сдал свою последнюю работу - полотно Сесто «Святое семейство».
В 1845 году художника и реставратора не стало. Но ему обязаны своим существованием такие произведения, как «Святая фамилия» и «Блудница» Гарофало, «Александр и Роксана» Гольфиуса, «Святая фамилия» и «Триптих» Дюрера, «Фарисея» Рубенса и многие другие творения мирового значения. Ему довелось восстанавливать после пожара портреты из знаменитой Военной галереи 1812 года.
Реставрация - дело сложное и трудное, требует больших знаний не только в живописи, но и по физике, химии. Эти знания пришли с опытом. Но А.Ф.Митрохин, как отмечалось в официальных документах, был «преискуснейшим мастером».
Из собственных работ сохранился «Портрет императора Павла I», датированный 1797 годом (мемориальный музей А.В.Суворова в Петербурге). А около 1792 года, еще в годы ученичества на торопецкой земле, был написан «Портрет торопецкого помещика Г А. Кушелева». Эта работа известна по хранящейся в Эрмитаже копии художника Ф. Андрианова.
Первый реставратор шедевров Эрмитажа в хронологическом списке юбилейных дат 2001 года является одним из первых уроженцев Торопца, известных в русской живописи XVIII века.
|
|
|