|
(Из книги А.Галашевич (изд."Искусство" Москва, 1972 г.)) |
|
«Стоит терем-теремок» — так начиналось у многих первое знакомство с русской архитектурой. Это сравнение со сказочным теремком приходит сразу, когда видишь другую церковь — Богоявленскую, стоящую на «Особливой острове» или, как его еще называли, «Красном», построенную в 1764 г. на средства купца Гундорова. Неизвестно, когда впервые остров был назван «Красным», и очень заманчиво связать название с самой церковью, настолько неповторимо своеобразны, «красны», красивы архитектурные формы Богоявленской церкви. В городе и далеко от него подобных церквей несколько. Подобных, но не таких. Эта является высшим взлетом архитектурной фантазии местной Торопецкой школы зодчества, заключительным аккордом ее развития, начавшегося с конца XVII века и продолжавшегося около 70-80 лет. Внимательно присмотревшись к тому, как построена Богоявленская церковь, сразу же замечаешь, что за основу взят традиционный план, привычный и сложившийся задолго до ее возникновения. В самой структуре церкви тоже ничего нового, она, как и большинство городских церквей того времени, состоит из двух: зимней, теплой, в нижнем этаже, и летней, холодной, в верхнем. Однако зодчий применил здесь интересный конструктивный прием: храм и трапезную он построил как два одинаковых четверика, над одним из которых возвышается восьмерик самого храма, а над другим — восьмигранна колокольня. Прием далеко не нов, но он позволил собрать все формы в единую компактную массу, где завершающие части здания стали равноценными. Три фасада церкви — северный, южный и западный — с высокими фронтонами. Чтобы придать церкви зрительную устойчивость, по сторонам трапезной пристраивают два крыльца на ползучих арках, живо напоминающие своими формами крыльца — рундуки жилых построек конца XVII века. С восточного же фасада, выходящего на озеро, когда крылец совсем не видно и колокольня почти скрывается за восьмериком храма, силуэт церкви становится похож на высокую колокольню. Особенно красив декор. Повторяя знакомые, типичные для своего времени формы, получившие распространение от Петербурга до Урала, он тем не менее остается типично Торопецким. Достигается это не столько изящно-замысловатым рисунком, а пластичностью самих форм, их объемностью, когда термин «плоскостное барокко», определяющий круг этих памятников, становится почти не применимым к Богоявленской церкви. Если же теперь представить ее первоначальную окраску, где выступающие части были белыми, а сами стены ярко-зелеными, то привычный термин вовсе перестает соответствовать действительности. Любопытно, что торопецкие мастера ничего нового не изобретали. Они работали со знакомыми, привычными формами, стремились один подражать другому, но из этого подражания складывалось свое, присущее только им, позволяющее выделить их в самостоятельную школу. К сожалению, в огне торопецких пожаров сгорели почти все документы, и мы, наверное, никогда не узнаем имена строителей. Полюбит Торопец свои церкви с пышной декорацией. С них перенесет декор на свои дома. Щедро раздарит по окрестностям. Но интереснее Богоявленской церкви уже не создаст ничего. Он останется высшим расцветом Торопецкого мастерства. Трудно спутать торопецкие архитектурные узоры с какими-либо другими. Иногда достаточно бывает увидеть небольшой фрагмент, обнажившийся из-под облетевшей штукатурки дома, перестроенного несколько раз и утратившего свой первоначальный облик, чтобы точно датировать здание. Не раз такие детали заставляли нас внимательно вглядываться в сооружение, исследовать его и убеждаться, что оно много интереснее, нежели казалось с первого взгляда, и построено лет на сто раньше. |
Любая перепечатка информации допускается только при ссылке на сайт ticshen.narod.ru |