Кузя 
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ТОРОПЕЦКОГО РАЙОНА
- ХУДОЖНИКИ -


домой На главную
домой ФОРУМ

О ТОРОПЦЕ

гербИСТОРИЯ
картаГЕОГРАФИЯ:
церковьПАМЯТНИКИ
мужикЗНАМЕНИТОСТИ
заводПРЕДПРИЯТИЯ:
короваСЕЛЬСК.ХОЗ-ВО:
школаУЧЕБ.ЗАВЕДЕНИЯ:
СОЦ.УЧРЕЖДЕНИЯ
телефонТЕЛЕФОНЫ:
новостиНОВОСТИ:
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ссылкаССЫЛКИ:
ЛИРИКА

древоНАШЕ ДРЕВО:

древоДРЕВА ТОРОПЧАН:

Кто из Масальских, Кузьминых или Парамоновых, а также всех с ними связанными нашел себя на моем сайте или должен быть здесь, а также хочет поделиться своей автобиографией или фотографией, пишите: ticshen@yandex.ru
 
назад на оглавление

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУЧАНИНОВ


Лучаниновы - почитаемая в Торопце фамилия. В 1783 году на городском кладбище поднялся купол Вознесенской церкви. Средства на строительство поступили от Гаврилы Лучанинова. В протоколах академии за 1809 год появляется Иван Васильевич Лучанинов. Он предстает в ранге "торопецкого третьей гильдии купца, обучающегося в числе вольноопределяющихся учеников". Вольный студент показал большие успехи в портретной живописи и рисунках с натуры. Переведен в класс казенных воспитанников и автоматически лишился купеческого титула. 15 апреля 1811 года начал работу над конкурсным полотном «Поход под Казань царя Ивана Васильевича». Через год получил золотую медаль за картину «Рекрут, прощающийся со своим семейством». После окончания академии работал в Эрмитаже. Верный глаз и мягкая кисть выдавали в нем ученика Венециановской школы. До нас дошли отдельные портреты, религиозные и парадные композиции. В Казанском соборе Санкт-Петербурга были помещены три луча-ниновских сюжета "Поклонение ангелов", "Поклонение пастырей" и "Явление Иисуса Христа". Умер Иван Васильевич Лучанинов в июне 1824 года.

Статья В.Никитина
"И.В.Лучанинов"

«Рекрут, прощающийся со своим семейством». Эта большая жанровая картина художника Ивана Васильевича Лучанинова, только что окончившего курс Академик художеств была его программной работой: Несколько условная, с трогательным сюжетом, она могла стать и не столь заметной, если бы появилась раньше. Но шел памятный 1812 год, и картина явилась живым откликом на события Отечественной войны, когда уже началось освободительное движение народных масс. О картине заговорили. А художник был удостоен за эту работу золотой медали.

Благословение ополченца 1812 года
Интересный живописец, стоявший на реалистических позициях, И.В. Лучанинов оставил заметный след в русском искусстве первой четверги прошлого столетии.

Он происходил на торопецких купцов. Рано проявил свое художественное дарование. Проучился несколько лет в Академии художеств, сначала вольноприходящим, а с 1809 года как показавший «большие успехи в портретной и с натуры живописи» уже значится в числе казенных учеников.

В годы ученичества И.В.Лучанинов выполняет много интересных работ, особенно отмечаются его портреты. В 1811 году выступает в конкурсе на золотую медаль по программе: «... представить поход под Казань Ивана Васильевича». Художник значится в числе конкурентов Академии на заграничную поездку. Но события военных и последующих лет помешали этому. И.В. Лучанинов выполняет заказы императорского двора, копирует в Эрмитаже работы лучших иностранных мастеров, пишет картины на религиозные сюжеты. Нo главным в его творчестве остается портрет. Особенно интересными были его портреты А.В. и Ф.Ф.Макаровых. Работы художника появлялись на академических выставках. Приобретали их для частных коллекций.

Умер Иван Васильевич Лучанинов в 1824 году, успев создать очень немногое. Из всего написанного художником известно сегодня только десять работ. И самая известная из лих — «Рекрут, прощающийся со своим семейством», по которой позднее была сделана замечательная шпалера, находящаяся сейчас в собрании Государственного Русского музея в Ленинграде.

Творчество этого художника, замечательного уроженца нашего края, представляет значительный интерес. В своих выступает произведениях он выступает большим мастером рисунка, композиции, цвета. Он стоял у истоков русской реалистической живописи.

Статья В.Никитина, г.Вышний Волочек
"Старые мастера. Иван Васильевич Лучанинов"

В истории торопецкой земли и отечественного изобразительного искусства остались имена живописцев Ивана Васильевича Лучанинова, Ивана Лазаревича Москвитинова, Якова Яковича Филимонова, реставратора Андрея Филипповича Митрохина. Все они жили и работали в XVIII и первой половине XIX века. Их правомерно называли старыми мастерами. В XIX веке творческую стезю уроженцев Торопецкого края продолжили Нил Алексеевич Гоголинский, Иван Абрамович Клюквин, Василий Егорович Раев и другие иконописцы и живописцы.

Сегодня трудно говорить, какой след оставили старые мастера в отечественном изобразительном искусстве даже своего времени. Крайне мало сохранилось их произведений и документов с биографическими сведениями, публикаций в книжных, журнальных и газетных изданиях.

И все же поиски в архивах, музеях, библиотеках позволили открыть интересные страницы, напечатать в разные годы материалы в газетах «Знамя труда». «Калининская правда», в сборниках «Торопец» (1974 г.) и «Торопец: прошлое и настоящее (1996 г.), в центральных изданиях. Некоторые имена вошли в дореволюционные и советские монографии по искусству, словари, энциклопедии, каталоги. Так совпало, что 2001 год являлся юбилейным для И. В. Лучанинова, А. Ф. Митрохина, Я. Я. Филимонова, В. Е. Раева. Даты не относились к круглым. Но не хотелось, чтобы остались незамеченными - они ин- тересны и в биографиях художников, и в истории торопецкой земли.

В 2001 году исполнилось 220 лет со дня рождения Ивана Васильевича Лучанинова.

И. В. Лучанинов - один из немногих уроженцев торопецкой и тверской земли XVIII века, представленный в Тверской областной картинной галерее. В ее собрании находится «Портрет лейб-медика Ивана Федоровича Рюля», 1823 г. Но в творческом наследии известны и заказные парные портреты Ф.Ф.Макарова и А.В.Макаровой. Есть сведения об иконах «Поклонение ангелов», «Поклонение пастырей» и «Явление Иисуса Христа по воскрешении на море Тивердианском», которые до 1914 года находились в Казанском соборе в Петербурге. Кроме того, известны копии полотен «Портрет императора Александра I» с Жерара, «Лестница Иакова», «Отдых святого семейства» с Мурильо, входившие в известную картинную галерею Ф.И.Прянишникова. Художник копировал их в Государственном Эрмитаже.

Но известность И. В. Лучанинов приобрел за полотно «Благословение ополченца 1812 года» (Государственный Русский музей), написанное в год Отечественной войны. Это была программная работа на звание художника, выполненная в год окончания Петербургской академии художеств. Она была удостоена золотой медали. Работу отличало большое патриотическое звучание. Актуальной была и тема. Позднее автор сделал с нее три повторения, известные под названием «Рекрут, прощающийся со своим семейством». Живописное полотно послужило оригиналом для одноименной шпалеры в отделе русской культуры Государственного Эрмитажа. Одно из повторений экспонируется в Государственной Третьяковской галерее, где представлен и большой эскиз к картине «Дорогой гость». Еще один эскиз хранится в музее изобразительных искусств в Ашхабаде.

Родился И. В. Лучанинов в 1781 году в Торопце в довольно богатой купеческой семье, и ему удалось получить профессиональное образование в единственном в России престижном учебном заведении -Академии художеств. Вначале он значился «вольноприходящим», а с 1809 года - в числе действительных учеников.

В 1811 году он выступает на конкурсе на золотую медаль по программе: «Представить поход под Казань царя Ивана Васильевича...».Он мог заниматься по классу исторической живописи. Но нет сведений, была ли написана эта программная работа. Историческая тема отражена в главном его произведении «Благословление ополченца 1812 года». Однако по сохранившимся и упоминаемым в документах работам художник отнесен в искусствоведении к портретистам и авторам копий с полотен крупных зарубежных художников.

После окончания академического курса И. В. Лучанинову как лучшему было предоставлено право участвовать в конкурсе для совершенствования мастерства за границей.

Но началась война. И художник, оставшийся в России, пишет картины на религиозные темы, работает по заказам. Заказы были ответственными и выгодными - даже от императорского двора.

Умер И. В. Лучанинов в 1824 году. У него, как у многих живописцев того века, не оказалось биографа. Хотя имя его называлось в каталогах академических выставок, в отчетах о них. Называется и сегодня.

Сохранившиеся произведения показывают И. В. Лучанинова хорошим знатоком и умелым мастером рисунка, композиции, цвета и света. Художник из Торопца стоял у истоков русской реалистической живописи.
назад на оглавление

Вы можете присылать статьи про Торопец, замечания и дополнения на мой сайт по адресу ticshen@yandex.ru.
Любая перепечатка информации допускается только при ссылке на сайт ticshen.narod.ru
Hosted by uCoz