|
(поиск продолжается) |
|
от 30 января 1988 г. Хотелось бы на страницах газеты рассказать от одном из моих старших товарищей по ра-боте в школе — Зое Яковлевне Масальской. Познакомились мы еще в 50-е годы, когда она работала заведующей районо, а я — учительнице истории и химии в Якшинской семилетней шко-ле. Затем судьба свела нас в одной школе. Сначала это была средняя № 65, затем средняя №41, где З.Я.Масальская работала директором, а я — учителем истории и обществоведения. Вместе мы проработали более полутора десятков лет. Трудные это были годы: школа работала в две смены, размещались в двух зданиях, на разных улицах. Учителя были почти одного возраста: у всех маленькие дети. Учебный день был разорван, а дома — семья, подготовка к урокам. И вот в этой обстановке наш директор, чтобы снять напряжение и дать молодым отдушину, а пожилым возможность, глядя на молодых, встряхнуться, организовала с помощью активного музыкального работника Г.С.Стратович хор учителей и работников станции Торопец, затем художественную самодеятельность. Вместе с молодыми выступали и старшие товарищи. С большим воодушевлением был даже поставлен отрывок из оперетты «Свадьба в Малиновке». Участники художественной самодеятельности выступали в районном смотре в Доме культуры, выезжали с концертами в деревни Речане, Ва-силево. Увлечены были все, даже «безголосые» запели. Под влиянием учителей была широко развита детская художественная самодеятельность. Учителя во главе с директором школы часто выступали с лекциями, докладами на предприятиях города, в деревнях, после чего учащиеся давали концерты художественной самодеятельности. В то время не было телевизоров, и уча-щиеся сопровождали лекции показом диафильмов, прихватив с собой фильмоскоп. Учитель имеет дело с маленькими людьми. От умения найти «ключик» к душе ребенка за-висит многое. Этому учил нас директор. Сейчас говорят, что в школе стало много «трудных» детей, а в жизни — неблагополучных семей. Были они и в наше время. Учительница Т.В.Лосева (ныне ветеран труда, пенсионерка) вспоминает: «Было у меня несколько слабых учеников из Карьера: учеба им давалась с трудом, и в семьях был непорядок. Занималась я с ними после уроков, «прикрепляла» для оказания помощи лучших учеников, но чувствовала, что нужна по-мощь семьи или, наоборот, моя помощь — семье. Как-то Зоя Яковлевна говорит: «Собираешься к Г.в Карьер, давай пойдем вместе». В неблагополучной семье побывали учитель, директор, и это заставило родителей задуматься, перестроиться. Такие визиты были неоднократными. Воз-вращались домой поздно». Вспоминаю другой случай. Ученик К.часто нарушал порядок, приходил с невыученными уроками. Школу часто посещала мать. Казалось бы, был контроль со стороны семьи. Но однаж-ды К.совершил серьезный проступок, за который педсоветом был исключен из школы. Побол-тался дома, потом, раскаиваясь в своих поступках, пришел к директору школы, попросить при-ютить. Не выдержало сердце Зои Яковлевны, стала просить педсовет вернуть мальчика. Его решением подросток был принят в школу. К.успешно закончил десять классов, затем поступил и окончил Пушкинское военное строительное училище. Сейчас служит в Подмосковье, бывая в отпуске, со словами благодар-ности заходит к Зое Яковлевне. А какой «бой» приходилось выдерживать за «двоечников». В чем только ее ни обвиняли: и в процентомании, и боязни за свой директорский престиж. Она же боролась за человека и говорила: «Ну что вы «глушите» ученика двойками? Найдите раздел программы, с которого нача-лось непонимание материала, а затем и нежелание учиться». Зоя Яковлевна всегда была за то, чтобы каждый поступивший в первый класс средней школы ее заканчивал (хотя тогда еще не было всеобщего обязательного среднего образования), оказывала, что ученик после восьми классов — еще не окрепший подросток и вне привычной обстановки своей семьи может по-пасть под дурное влияние и споткнуться. Закончив же десять классов, он пойдет в армию и там окончательно окрепнет. Жизнь неоднократно подтверждала правоту Зои Яковлевны. Она держала в «фокусе» не только семьи учащихся, но и семьи учителей. Как старший товарищ, Зоя Яковлевна деликатно, исподволь поддерживала советом, приходила в молодые семьи учителей, посылала членов местного комитета профсоюза. Такая поддержка администра-ции окрыляла нас, помогала пережить семейные неурядицы, собраться: ведь учитель, переступая порог школы, должен забыть обо всем и войти в класс со светлой улыбкой. Член КПСС З.Я.Масальская выполняла большую общественную работу: была лектором, пропагандистом, неоднократно избиралась депутатом районного и городского Совета народных депутатов, была бессменным председателем участковой комиссии Первомайского избирательного участка. Учителя школы старались не отстать от своего директора: все несли те или иные общественные нагрузки. Хочется отметить и такие черты коммуниста Масальской, как большое трудолюбие, неутомимость в делах, умение направить деятельность коллектива на решение той или иной задачи. Большие усилия, настойчивость пришлось проявить директору при поддержке коллектива, чтобы «выбить» средства, а затем материалы для пристройки к основному зданию школы. Разгрузка вагонов и машин с кирпичом, подсыпка песка — все эти работы были выполнены старшеклассниками вместе с учителями во главе с директором школы. Затраченные уси-лия окупились: школа получила возможность заниматься в одну смену и в одном здании. Известно, что обеспечение школ топливом, заготовленным заблаговременно, было и остается для директоров школ сложной задачей. Как уж ухитрялась Зоя Яковлевна, известно только ей, но к началу отопительного сезона школа имела полный запас сухих дров. Для их разделки устраивались «субботники» и «воскресники». Мне запомнился один из них, в котором приняли участие родители, старшеклассники, учителя. Предварительно была проведена большая разъяс-нительная работа. И вот наступил этот день. На школьном дворе творилась, казалось бы, кутерьма: работали бензопилы, «дровянки», раздавался громкий смех, оживленный говор. А в ре-зультате — более 100 кубометров распиленных дров. В конце дня состоялся «вечер отдыха» старшеклассников. Как и сейчас, школы раньше участвовали в уборке урожая, в посадке картофеля на полях колхозов и совхозов. Составлялся график выезда учителей с учащимися на работы. «Частенько Зоя Яковлевна говаривала, — вспоминает Т.В.Лосева, — в колхоз я съезжу сама, а вы позани-майтесь с детьми. Сама не чуралась никакого труда, учила этому и нас». Умел наш директор организовать и отдых учителей и учащихся. В школе часто проводи-лись различные вечера: предметные, вопросов и ответов. Выступал драмкружок, которым руководила увлеченная своим делом учительница литературы Л.Л.Жильберова. Присутствовать на всех вечерах директор школы считала своим делом. Иногда подходила к классному руководи-телю или учителю и говорила: «Идите домой, я побуду до конца сама». А ведь у нее тоже была семья: двое детей, муж, правда, единомышленник. Мы, учителя, вместе отмечали семейные, профессиональные праздники, вместе встречали Новый год, а после окончания учебного года выезжали с семьями за город, и всегда с нами бы-ла Зоя Яковлевна. А уж такого заядлого грибника или ягодника, как она, поискать. Куда мы только ни ездили с ней за брусникой, малиной, клюквой. До сих пор с улыбкой вспоминаем эти поездки, приключения. И сейчас, будучи на пенсии, она частенько садится на велосипед и в лес. Отдавая тепло своей души людям, Зоя Яковлевна не забывала свою семью. Мы, помоложе, всегда удивлялись ее словам: «А я сегодня своим испекла пирожки. Нарасхват. Хотите, торт «Наполеон» научу делать?» «И когда только успевает?» — думали мы. Как-то в 60-е годы в учительскую была поставлена швейная машина, и наш директор, за ним завуч, а потом и все учителя «заразились» вышивкой «ришелье». На переменах, в «окнах» осваивали эту работу. Так, исподволь как старший товарищ учила она нас, молодых женщин, не только учебному труду, но и домашним, женским делам. Уйдя на заслуженный отдых, Зоя Яковлевна полностью отдала себя домашнему хозяйству и воспитанию пятерых внуков. Помогла сыну и дочери вырастить детей, как бы возвращая не-доданное им в детстве. Когда внуки подросли, она не усидела дома и вот уже третий год рабо-тает в общежитии кооперативного профессионально-технического училища, следит за подготовкой уроков учащимися, за порядком. Словом, опять с молодежью. Кроме того, ведет общественную работу: председатель уличного комитета, ухаживает за одинокими пожилыми людь-ми. Не забывает и нас, тех, кто работал с нею: позвонит, справиться о здоровье, а если попал в больницу — первая навестит, подбодрит добрым словом. Скромная, отзывчивая, она никогда не гналась за славой и званиями, не чуралась и не чурается никакого труда. Ее труд отмечен наградами Родины: медалями «За доблестный труд», «За победу над Германией», юбилейной медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник народного образования». Недавно Зое Яковлевне Масальской исполнилось 70 лет. Она почти ровесница Великого Октября. Так пожелаем же ей доброго здоровья и долгих лет жизни, прежней неутомимости в делах. Спасибо вам, Зоя Яковлевна, что вы были с нами на жизненном пути. Н.Михайлова, ветеран труда. Бывший секретарь партийной организации средней школы №41. |
Любая перепечатка информации допускается только при ссылке на сайт ticshen.narod.ru |