Кузя 
ТОРОПЕЦКИЕ КУПОЛА

Тут вы можете вернуться на главную страничку, перейти в ссылки на Торопец на других сайтах (погода, история, предприятия…), и быть может узнать для себя что-нибудь интересное о нашем роде

домой На главную
домой Форум

О ТОРОПЦЕ

гербИСТОРИЯ
картаГЕОГРАФИЯ:
церковьПАМЯТНИКИ
мужикЗНАМЕНИТОСТИ
заводПРЕДПРИЯТИЯ
короваСЕЛЬСК.ХОЗ-ВО:
школаУЧЕБ.ЗАВЕДЕНИЯ
телефонТЕЛЕФОНЫ:
новостиНОВОСТИ:
ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ссылкаССЫЛКИ:
ЛИРИКА

древоНАШЕ ДРЕВО:

Кто из Масальских, Кузьминых или Парамоновых, а также всех с ними связанными нашел себя на моем сайте или должен быть здесь, а также хочет поделиться своей автобиографией или фотографией, пишите: ticshen@yandex.ru
 
назад на оглавление

СОДЕРЖАНИЕ:

  • КОРСУНСКО-БОГОРОДИЦКИЙ СОБОР
  • ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
  • ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
  • ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
  • ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНСКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ (РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ)
  • ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ
  • ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
  • ЦЕРКОВЬ НИКОЛЬСКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ (ТРЕХСВЯТСКАЯ)
  • ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ
  • ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА (Красносельская)
  • ВОРОНЦОВСКИЙ СОБОР
  • Озерецкий больничный храм ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ







  • КОРСУНСКО-БОГОРОДИЦКИЙ СОБОР

    корсунско-богородицкий собор до революции
    Как хорошо с душой открытой,
    С душою искренней, простой,
    Без мысли злобной и сокрытой
    Прийти молиться в храм святой.


    Одним из самых величественных храмов города был и остается главны храм города - Корсунско-Богородицкий собор. Именно в нем некогда хранилась святыня Руси - чудотворная икона - Корсунская икона Божьей Матери.
    корсунско-богородицкий собор до революции
    По преданию икона была написана самим евангелистом Лукой при ждизни Богородицы, когда Пресвятая Дева увидела свое изображение, то сказала: «Благодать родшагося от Меня и Моя да будет с сею иконою».
    В XII в. По прошению Преподобной Ефросинии Полоцкой эта икона была «уделена» из Эфеса в Полоцк. А уже в 1239 г. Корсунская икона попадает в наш город - полоцкая княжна Параскева дарит ее Торопцу в память о своем венчании с Александром Невским.
    В 1676 г. царь Алексей Михайлович приказывает построить в Торопце каменный Корсунско-Богородицкий собор, который и простоял до конца XVIII в., но во время одного из страшнейших пожаров собор обгорает так, что богослужения в нем вести невозможно. Но церковную утварь и чудотворную икону удается спасти.
    И на «общественном собрании» торопчане постановили, чтобы городской глава «чрез знающего архитектуру сделал приличный соборно церкви план и фасад и представил обществу на рассмотрение».
    Таким «знающим архитектуру» стал смоленский архитектор Осип Спиркин.
    И в 1795 г. приступили к строительству.
    Возведение собора шло медленно, потому что у многих во время пожара погибло все. Но не только поэтому. Была и более веская причина.
    1772 г. - первый раздел Польши. В России присоединена восточная часть белорусских земель, и границы отодвигаются далеко на запад. Торопец теряет свою главную привилегию - он перестает быть приграничным городом. И город, как о нем пишут современники, приходит в упадок.
    корсунско-богородицкий собор
    И поэтому единственный раз за всю историю города торопчане обращаются с просьбой о пожертвовании к государю. Павел I выделяет 4 тыс. рублей. И на эти средства был «устроен» великолепный ручной работы иконостас, а с правой стороны в позолоченном киоте хранилась чудотворная икона.
    В октябре 1804 г. собор был торжественно освящен протоиереем Нечаевым с «градским духовенством при громадном стечении народа».
    Но и потом соборное духовенство и граждане Торопца заботились о главном храме города - «старались придать ему лучший вид и довести до возможного совершенства». Так, в 1840 году - позлащены главы на сумму 968 руб., 1876 г. - церковный староста Абаканов пожертвовал 4500 руб. для «возобновления» Георгиевского придела собора и т.д.
    А в 1877 г. в заметках о Торопце было написано: «Благолепие собора полное…Весьма красивое здание, вполне соответствующее своему назначению».
    корсунско-богородицкий собор во время реставрации
    В 1879 г. с трех сторон собор был обнесен каменной оградой с двумя железными, решетчатыми воротами и пятью башенками, в одной из которых была устроена часовня в честь св. Александра Невского, а с другой - помещение для сторожей.
    Напротив собора, по другую сторону дороги, возвышалась кирпичная колокольня в 4 яруса, на которой висел самый тяжелый колокол города весом в 400 пудов со следующей надписью: «В честь Пресвятые Богородицы, перелит сей колокол в 1841 г., 5 декабря, тщанием сего собора протоиерея Иоанна Холмского с братиею и церковным старостою Федором Абакановым и усердием доброхотных дателей г. Торопца».
    (от автора: Также на нем были отлиты изображения Корсунской Божьей Матери, великомученика Георгия и Святого Александра Невского. А поверх шла вторая надпись: "Лил колокол осташковский кузнец Михаил Иванов и сын его Василий").
    Среди «Доброхотный дателей», которые жертвовали средства на благоукрашение собора, можно назвать имена и царя Михаила Федоровича, и императора Александра I, и Дмитрия Боткина, и многих других.
    В годы советской власти богослужения в соборе не совершались. Средств на реставрацию этого прекрасного памятника Торопецкого зодчества не было.
    корсунско-богородицкий собор в 2008 г. Фото с сайта httpfotki.yandex.ruusersannibellalbum49614p=0
    И только сейчас главный храм Торопца восстанавливается. И как и раньше, это делается на благотворительные пожертвования Торопца, всех, кому дорога торопецкая земля, кого восхищает ее прекрасная природа и уникальные памятники истории и культуры.
    Восстановление храма - работа многотрудная, требует немалых финансовых средств. Поэтому Попечительским советом Корсунско-Богородицкого собора с благодарностью принимается любая помощь, любые пожертвования на это богоугодное дело.
    Всем миром Корсунско-Богородицкий собор будет восстановлен. В нем начнутся богослужения. И тогда торопчане могут надеяться, что в главный храм города будет возвращена чудотворная Корсунская икона Божьей Матери, хранящаяся сейчас в Русском музее Санкт-Петербурга.

    Попечительский совет Корсунско-Богородицкого собора



    Прочитать другие статьи про собор:

  • "ЧЕРЕЗ ЗНАЮЩЕГО АРХИТЕКТУРУ СДЕЛАТЬ ПРИЛИЧНЫЙ СОБОРНОЙ ЦЕРКВИ ПЛАН И ФАСАД

  • 200 ЛЕТ ЦЕРКВИ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ


    Церковь расположена с правой стороны ул.Комсомольская при выезде из г.Торопца на Тверь-В.Луки. Стоит на вершине холма.

    статья в газете "Мой край"

    В этом году церкви Святых жен-мироносиц исполняется ровно 200 лет. Церковь жен-мироносиц со стороны дороги на В.Луки
    Возродить этот храм к духовной жизни мне хотелось давно. Но не хватало времени и финансов. Поскольку возрождать одновременно два храма очень тяжело — ведь велись работы в церкви во имя Казанской иконы Божией Матери.
    В 1995 году мы разобрали второй этаж церкви Святых жен-мироносиц и навели внешний порядок. На этом все и закончилось. В 2004 году, в октябре, из жизни ушла Ольга Ивановна Смирнова. Она была моя самая верная и набожная прихожанка. С самого первого дня открытия церкви во имя Казанской иконы Божией Матери она всегда была мне доброй помощницей. Ее сын Юрий Георгиевич Смирнов, генеральный директор ОАО «Метапласт» помогал нашему храму всем, чем только можно. Церковь жен-мироносиц
    После похорон Ольги Ивановны у меня в доме раздался звонок. Звонил Ю.Г.Смирнов и хотел поговорить со мной по очень важному вопросу. Тема важного разговора была: восстановление церкви Святых жен-мироносиц. После моих подсчетов и соображений по поводу строительных работ в этом храме Юрий Георгиевич согласился полностью их финансировать. А следующий день я получил часть денег из общей суммы. И еще через день работы в храме начались самыми быстрыми темпами. Осенние работы в храме продолжались вплоть до первого снега. Колокольня церкви жен-мироносиц
    В первых числах декабря Юрий Георгиевич лично из Москвы привез специалистов не только по восстановлению храмов, но и позолочению крестов. Храм самым тщательным образом был осмотрен Московскими специалистами-реставраторами.
    Было дано очень много практических, полезных советов. После чего мы договорились о деловых связях друг с другом. В начале марта, когда еще лежал снег, снова начались восстановительные работы в этом храме. Приглашенные рабочие работали всю неделю, выходные — только воскресенье и церковные праздники. Несмотря на то, что сделан большой объем работ, дел в этом храме много. Планируется полностью покрасить крышу и храм как снаружи, так и внутри. К открытию церкви Святых жен-мироносиц из Москвы привезен позолоченный хромовый крест, совершено его освещение и воздвижение на звонницу. Найдена историческая фотография этого храма в первозданном виде. И в будущем мы планируем с Ю.Г.Смирновым все сделать в этом храме, как было там изначально.
    14 мая в церкви начались богослужения. 15 мая в день святы жен-мироносиц состоялись Божественная литургия, крестный ход, водосвятный молебен.

    Протоиерей отец Валентин.


    ЦЕРКОВЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ


    Расположена на ул.Кутузова.
    Церковь Вознесения Господня
    Построена в 1789 г. Закрыта в 1937 г.
    Вновь открыта в 1999 г. Количество алтарей: 1
    Чтимые святыни: иконы апостола Андрея Первозванного, святителя Тихона, патриарха Московского
    Известные люди, похороненные в ограде храма: родители патриарха Тихона, генерал Абакумов, благочинный Торопецкого округа протоиерей Владимир Щукин, его мать Ольга, сын Леонид, священник Иоанн Музыров с семьей
    Настоятель: священник Фролов Георгий Николаевич
    Церковь Вознесения Господня
    Председатель приходского совета: священник Фролов Георгий Николаевич

    статья в газете "Мой край" от 23.06.05

    В конце XVIII Екатерина II повелела городские кладбища вынести за пределы городов. За Торопцем устраиваются три кладбища и при них церкви: Жен-мироносиц, построенная на средства «доброхотных дателей города Торопца»; Всех Святых — на средства граждан города; Вознесения Господня — на средства помещика Гавриила Лучанинова.
    К каждому из кладбищенских храмов были приписаны городские приходские церкви. Так, на Вознесенском кладбище хоронили прихожан Покрово-Никольского прихода, Спасо-Преображенской, Благовещенской церквей. А на кладбище при церкви Всей Святых — торопчан всех вероисповеданий: с правой стороны кладбища — православных, с левой — лютеран и католиков, за храмом — иудеев.
    Церковь Вознесения Господня
    Все три кладбища были обнесены оградами. Ограда Вознесенского была построена на средства купца Василия Печкарева и стоила 2343 рубля. За это ему было «преподано благословение святого Синода с грамотою». При каждом кладбище были расположены сторожки. А службы в кладбищенских храмах совершались и по просьбам прихожан.
    У храмов, как и у людей, своя судьба. В советскую эпоху храм Всех Святых остается единственным не только в Торопецком районе, но и в пяти близлежащих районах. В церкви Жен-мироносиц располагается художественная мастерская. А храм Вознесения Господня остается один на один со стихией — мародерами и непогодой.Церковь Вознесения Господня
    И небольшая каменная однопрестольная церковь, которая освещалась 6 окнами, с одноярусной, устроенной в связи с церковью колокольней с четырьмя колоколами, начинает постепенно разрушаться. А замечательный по ценности образ св. Андрея Первозванного, который находился за правым клиросом, над прахом Андрея Ивановича Абакумова, сенатора, генерал-провиантмейстера, и другая церковная утварь исчезают. Образ был действительно замечательный. Его венец был убран 1827 белыми французскими стразами, висел орден Анны первой степени, усыпанный алмазами. Перед ним висела большая бронзовая лампада длч елея и была устроена литая церковная решетка. Указывающая место погребения Абакумова.
    Постепенно разрушаются и надгробия. Так, в годы революционных гонений на церковь было уничтожено надгробие на могиле родителей и братьев патриарха Тихона. В послевоенный годы благочестивые торопчане на свой страх и риск установили здесь скромный памятник. И всего лишь несколько лет назад там были установлены часовня и надгробная плита.
    Люди и время сделали свое дело — к концу 20 века храм был практически разрушен и, по мнению многих, восстановлению не подлежал.
    Но в 1999 году по благословению архиепископа Тверского и Кашинского, Нило-Столобенской пустыни священно архимандрита Виктора начались реставрационные работы на храме…И уже через два года на праздник Вознесения Господня было совершено первое богослужение после столь долгих лет запустения.
    Вознесенский храм и кладбище стараниями настоятеля иерея Георгия, прихожан и «доброхотных дателей» постепенно приобретают прежнее благолепие.

    С.Ермакова


    ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ


    Статья в сборнике "Научные чтения, посвященные 925-летию Торопца и 160-летнему юбилею М.П.Мусоргского: Доклады и сообщения." Торопец, 2001 г.

    Церковь покровская
    Покровская церковь, стоящая на улице Еременко рядом с Никольской церковью, знаменует новый этап в развитии Торопецкого зодчества.
    Строительство храма во имя праздника Покрова Божией Матери было начато в г.Торопце в 1766 году, и уже через 89 лет, 19 октября 1774 года, церковь была освящена.
    Строилась она на личные средства купца 1-й гильдии Якова Васильевича Туфанова, который «как по древности своего рода, так и по великому торгу, который он сперва с немцами и голландцами, а потом с англичанами и китайцами счастливо производил, считался между гражданами первым и служил оным примером, оказывал всевозможные услуги в обществе и делая отечеству своему торговлею немалую прибыль и славу».
    Мы не знаем, какой зодчий строил Покровскую церковь. Но, по мнению исследователя Торопецкой архитектуры Артура Адамовича Галашевича, вероятно, это был местный мастер, хорошо знакомый со столичной петербургской архитектурой.
    Храм построен с «особливым вкусам и отменным великолепием» и почитался в городе «по справедливости как наилучшим и огромнейший». И по сей день удивляет и заставляет выделять Покровскую церковь среди других необыкновенная высота здания.
    Церковь выстроена из кирпича, в плане имеет форму скругленного квадрата, покрыты листовым железом на железных стропилах. Крест на церкви был «вызолочен двойником».
    Покровская церковь была летней, холодной, трехпрестольной. лавный престол — во имя Покрова Божией Матери, южный — во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, северный — во имя преподобного Якова, епископа и исповедника.
    Церковь покровская
    Вели в храм две двери с кирпичными крыльцами, вымощенными плиткой из чугуна. Внутри также были вымощены плиткой из чугуна алтарь и приделы.
    Интерьер церкви поражает взгляд и нашего современника: впечатляет пространство, высота, обилие красивых округлых арок и изысканная лепнина на колоннах и стенах храма.
    Иконостас церкви был «резной, позлащённый золотом и двойником вызолоченный». Царские врата — столярной работы с резью, вызолоченные червонным золотом. На них образ Сошествия Св.Духа на апостолов. Нимбы апостолов также были вызолочены.
    Царские врата в придельных храмах были резные, сквозные, чеканной работы, с чернью.
    Крестов напрестольных имелось четыре — серебряные, чеканной работы, с чернью.
    Практически все иконы церкви были в серебряных или вызолоченных окладах, церковная утварь — из драгоценных металлов.
    В 1806 году Покровская церковь, за неимением прихода, была приписана к Никольской церкви, и с этого времени оба храма во всех документах именуются как единая Покрово-Никольская церковь.
    Богослужение в летней Покровской церкви отправлялось в соответствии со временем года — с Пятидесятницы до первой недели Покрова, совершалась в ней служба и вечером первого дня Пасхи. Если погода была хорошая, то около храма собиралось очень много народа, но большинство в церковь не заходили, а в своих демисезонных костюмах, иногда специально к этому празднику сшитых, и в новых весенних шляпах оставались на площади, прогуливаясь и щеголяя своими нарядами друг перед другом.
    Из храма совершалось два крестных хода: первый, общий для всех церквей города, с храмовыми иконами в Корсуно-Богородицкий Собор, а из Собора вокруг всего города в память по случаю избавления Торопца от холеры в 1831, 1848 и 1852 годах, совершая этот крестный ход в первое воскресенье после 8 июля; второй, в день Покрова Пресвятой Богородицы, совершался из Собора с чудотворной иконой Корсунской Божией Матери до Покровского храма и обратно.
    Торопчане «выказывали особое расположение» давать средства как на постройку церквей, так и на их поддержание и украшение. Такие пожертвования они считали наиболее богоугодными.
    Так, в 1885 и 1899 годах церковь ремонтировалась на средства прихожан — купцов 2-й гильдии Георгия Алексеевича и Павла Георгиевича Гладильщиковых, а также мещанина Ивана Николаева.
    В 1890 году на средства купца Ивана Георгиевича Гладильщикова был вызолочен иконостас в одном из приделов.
    По данным клировой ведомости за 1900 год, капитала в пользу Покрово-Никольской церкви поступило 400 рублей, которые были пожертвованы купеческой вдовой Натальей Болталовой, мещанином Федором Лапшиным, мещанкой Аллой Болталовой, священником Федором Адмираловым.
    В пользовании церкви находилось озеро Куденец с островами и берегами, от которого церковь получала арендную плату.
    Средствами на содержание притча в начале XX века служили жалованье священника и проценты с 1800 руб., которые находились в именных билетах Государственного банка. Пожертвован «сей капитал» был в разное время многими лицами, в т.ч. мещанкой Б.Г.Туфановой — однофамилицей или родственницей Якова Васильевича Туфанова.
    Причтом сдавалась в аренду мельница «Брусованка», а также пахотная и сенокосная земля, количество которой оставалось неизменным с 1799 года.
    Средством к содержанию причта служили такжеи доходы, получаемые священнослужителями за «требоисправления».
    Церковная библиотека состояла из книг, «разнообразных по содержанию и немногих по количеству»: это книги Священного Писания, Писания Святых Отцов, богослужебные и исторические книги. Из журналов выписывались церковные и епархиальные ведомости.
    Приходских дворов по данным за 1861 год было 92: в них «мужского пола 232 души, женского 280 душ», а к концу XIX — началу XX веков количество прихожан увеличилось вдвое: мужского пола — 458, женского — 560. Увеличению числа прихожан, может быть, способствовало то, что к Покрово-Никольской церкви в 1876 году был приписан храм Казанской Божией Матери.
    Рядом с Покровским храмом стояла каменная колокольня, построенная в 1766 году, которая «по своим архитектурным формам и вертикальному построению почти полностью соответствовала Покровской церкви».
    Как отмечал В.В.Косточкин, «её нижний ярус с арочным проездом как бы отвечал нижнему объему храма, второй ярус с широкими арками звона соответствовал верхнему объему, и, наконец, третий, венчающий объем колокольни, также снабжённый арочными проемами, перекликался с фонарем церкви. Подобное соответствие двух отдельно стоящих архитектурных объемов наглядно свидетельствует об одновременности их воздвижения» и о том, что строителем колокольни Покровской церкви был зодчий, воздвигнувший и сам храм.
    Во втором ярусе колокольни висело 10 колоколов без надписей. Среди них находился и один из самых больших колоколов города весом в 310 пудов. (Самый большой колокол, весом в 400 пудов, висел на колокольне Корсуно-Богородицкого Собора).
    Возможно, именно об этом колоколе рассказывал в своих заметках М.Долгоруков. Летом 1900 году какой-то купец, «видно, много нагрешивший», купил для колокольни Покрово-Никольской церкви колокол «пудов в 250-300 весом». Колокол был покрыт ажурной вязью, медальонами, с изображением святых и «весь сияющий производил на многих чарующее впечатление». Смотреть его сбежался буквально весь город.
    Доставили колокол в город на барже и, перегрузив на специально подготовленные дроги, повезли к храму. Везли колокол люди. Дроги шли по булыжной мостовой, их сильно мотало, и для того, чтобы направлять ход, в оглобли становились прославленные торопецкие силачи — купец Гладильщиков, мясник Поджаров, кузнец Сима Жук и многие другие.
    Род купцов Гладильщиковых выделялся среди торопчан не только силой, но и умением вести торговые дела — это была одна из купеческих фамилий, которая, по выражению Долгорукова, верховодила оптовой торговлей уезда.
    Относились торопчане к колоколам церквей с особой любовью. А звон колоколов с большими интервалами во время Великого поста, по воспоминаниям Харинского, действовал успокаивающе даже на детей.
    Колокольня, по рассказам современников, была разрушена в конце 1930-х годов, о судьбе колоколов ничего неизвестно.
    Не обнаружены в архивах и сведения, когда был закрыт Покровский храм, но со второй половины XX века в нем располагался магазин.
    В 2001 году Покровскому храму исполнилось 225 лет со времени его освящения. Приобретен металл на ремонт кровли, но вот средств на реставрацию фасада и интерьера пока нет. Церковь ждет своего спасителя.

    Ермакова С.М.


    Прочитать в новостях о создании в церкви женского монастыря:

  • В Покровской церкви будет теперь женский монастырь

  • ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКАЯ


    Построена в 1778 г. Закрыта в 1931 г.
    Вновь открыта в 1991 г.
    Количество алтарей: 1
    Чтимые святыни: иконы святителя Тихона, патриарха Московского, и святого Исаакия Торопецкого
    Известные люди, похороненные в ограде храма: священники (данных не сохранилось)
    Настоятель: священник Штупун Валентин Владимирович
    Церковь Казанская
    Председатель приходского совета: священник Штупун Валентин Владимирович

    Казанская церковь на ул.Соловьева (быв. Казанская) относится к старейшим постройкам г.Торопца. Когда и кем построен этот храм, неизвестно. Приблизительно где-то в 1763-1765 г.г, а может быть, в 1757. Снабженная двухчастной ансидой с поперечным Коробовым сводом, Казанская церковь принадлежит к редкому типу двухстолпных храмов. В плане основная часть церкви представляет собой правильный квадрат с двумя массивными столбами в центре. В нижней части столбы квадратные, толщиной почти в два метра, а выше они восьмигранные. Со столбов на стены перекинуты широкие арки, между которыми распложены своды. Световая главка, которая поставлена в центре, между столбов и которая опирается на ступенчатые арочки, освобождает внутренне пространство от давящего чувства тяжести перекрытий и через световое отверстие в сводах хорошо позволяет осветить верхнюю часть храма. Поэтому пространство церкви, кажущееся массивно-тяжелым снаружи, просторно и высоко внутри.
    Казанская церковь не только отличается от других памятников города, но и является единственным двухстолпным храмом Торопца. Церковь Казанская начала 20 века
    Такие церкви встречаются часто в Калужской, Московской, Ярославской и других областях.
    В 1843 г. церковь была обнесена кирпичной оградой с двумя башенками, в одной из которых помещалась часовня. В настоящее время на ее месте воздвигнута небольшая деревянная колокольня.
    Подобные памятники удивляют многообразием декоративных возможностей, которые умели извлечь зодчие из кирпича. Пышное развитие декора — характерная черта архитектуры XVII столетия, результат естественного развития предшествующего периода, когда храм стал для верующего не местом, а объектом поклонения. Самое же яркое пятно в декоре — керамические изразцы. Казанскую украшает целый пояс, проходящий под кокошниками, из цветных изразцов с головками херувимов.



    ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВЕНСКАЯ


    Расположена на углу набережной Урицкого и Ленинградской улицы, напротив лесхоза.
    Церковь рождественская
    Построена в 1762 году "тщанием прихожан" и 31 января - освящена.
    Престолов три: главный - холодный - во имя Рождества Богородицы, придельные - теплые - во имя Святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа Митрополитов Московских и во имя Димитрия Митрополита Ростовского.
    Церковь рождественская
    Над притвором церкви находилась каменная колокольня, на ней висело 9 колоколов. Один из них весом в 187 пудов 37 фунтов был пожертвован торопецким купцом Иваном Яковлевым Солодневым в 1842 году. С левой стороны колокольни была устроена каменная караулка. Вокруг церкви была установлена решетчатая ограда с двумя каменными башнями и часовней.
    В 1846 году Рождественская церковь была приписана к другому храму, а в 1885 году, по ходатайству прихожан, вновь была утверждена Псковской Епархией как самостоятельная.
    В 1892 году к ней была приписана Кладбищенская Всех Святых.

    ЦЕРКОВЬ ТРОИЦКАЯ


    Поднимемся по тропинке на Красный Вал. Пройдем между «домом воеводы» и стенами Корсунского Собора, мимо больших елей и лип.
    От спортзала первой школы свернем направо, по улице Кольцова дойдем до помещения школьного автокласса. Сейчас здесь старшеклассники изучают устройство автомобиля, а в 1755 году на этом месте возвышалась Троицкая церковь. Если зайти по высокому крыльцу в автокласс, можно увидеть внутри сохранившиеся своды и потолки древней церкви.
    Церковь троицкая
    Построили церковь монахи Троицко-Нибинского монастыря, что располагался на другом берегу Торопы, на Лисьем мысу, где стоит сейчас литейно-механический завод. Удивительной красоты был этот монастырь. Но не смогли его сохранить. Ныне от Троицко-Небинского монастыря остался разве что один четырехугольный остов…
    Монахи — народ скромный, тихий, покорный. Трудно им было в годину вражеских нашествий оборонять свой монастырь в одиночку, без войска.
    Вот и порешили они в мирное время жить и служить Богу в своем Троицко-Небинском монастыре, а в лихолетье, когда к Торопцу подступали враги, переселялись под защиту стен Торопецкого Кремля, на Красный Остров.
    Для того и построили себе Троицкую церковь. Троицкая — от слова три. Учение о Святой Троице, вера в тройственность Божества — основополагающее в церкви. Церковь учила, что Бог триедин, он предстает в трех лицах: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. В их честь и была названа церковь Троицкой.
    Некоторые торопчане ошибочно считают, что именно в этой церкви венчался князь Александр Невский. Но в эпоху А.Невского на Красном Острове еще никаких построек не было, венчался он на Малом городище.
    В память о Троицкой церкви священнослужители Торопца подарили школе икону Святой Троицы для установки ее в автоклассе. Сейчас преподаватели и их ученики облагораживают и благоустраивают место установки иконы. Пусть о Троицкой церкви останется хотя бы такая память.



    Озерецкий больничный храм ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ.


    Храм находится в километре от деревни Озерец, в участковой сельской больнице. Кругом — лес. Проход в ворота без калитки к зданию больницы, построенному в виде буквы «П». Церковь — в левом крыле, на крыше — небольшой крест, над дверью — иконка. При входе в храм — большая книжная витрина. Горят, потрескивая, свечи в подсвечниках, на стенах — иконы, у них теплятся лампадки. Алтарь отделен от храма иконостасом, есть и царские врата. Настоящая домовая церковь! Такие храмы обустраивают при больницах, заводах, тюрьмах, тем самым приближая богослужение к людям. Думаю, это своего рода знамение возрождения России.
    В настощее время храм продолжает вот уже третий год восстанавливаться, проделана большая работа - выложен кирпичный свод. На Троицу в храме состоялась первая служба.
    Прихожан немного, но они постоянные, хотя церковь открыта недавно. Настоятель храма — иерей Алексей, который живет в 10 км от д.Озерец — в д.Юханово, почти обезлюдевшем селении.
    По дороге из д.Озерец к д.Юханово стоит большой возрождающийся Троицкий храм, поруганный людьми, порушенный временем. И хотя до начала богослужения в храме еще далеко, надежда на возрождение крепнет.
    Он теперь стоит весь в лесах, а на куполе — крест. Построен храм в 1762 году, по свидетельству хранящейся в архиве грамоты Новгородского митрополита Димитрия. Строил храм помещик Петр Кармолин на свои собственные средства. «Реставрация храма была начата 2 года назад. Но сейчас средств нет, — поясняет о.Алексей. — Молим Бога о продолжении работы, чтобы не разрушился вновь созданный купол».
    Отца иерея Алексея нельзя назвать случайным человеком на священническом попроще. Путь к священничеству был долгим и нелегким. Батюшке 46 лет, он по образованию врач, но последние 10 лет работал в православном книжном издательстве «Сатись». Батюшка — автор книги «Азбука православного воспитания детей» и многих других. Благословил о.Алексей на священническое служение протоиерей Димитрий, настоятель храма святого Николая Чудотворца, прихожанином которого до принятия священничества о.Алексей был долгое время. Сейчас батюшка живет один, супруга — матушка Ольга, тоже врач, в недалеком будущем должна приехать из Санкт-Петербурга к нему уже насовсем. Отцу Алексею не приходится сидеть без дела. «Только успевай поворачиваться», — говорит батюшка. Ведь кроме церковных служб, он ведет кружок рисования в школе, посещает болящих, организовал Рождественский праздник для детей. Да плюс бытовые хлопоты: заготовка дров, готовка, стирка, машину ремонтирует, да еще и новую книгу продолжает писать.

    Д.Гавриловский, руководитель клуба «Православный собеседник».



    ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНСКАЯ


    Двуглавая церковь, с колокольней, с арочными входами и причудливыми налипами вокруг окон и арок, она восхищает нас.
    Церковь Богоявленская
    Средства на ее постройку выделил торопецкий купец Федор Гундарев в 1765 году. Торопецкие мастера-каменщики постарались - церковь удалась на славу! Это настоящий русский терем.
    Сейчас в ней располагается краеведческий музей



    Прочитать другие статьи про Богоявленскую церковь:

  • "ПОСТРОЕННАЯ ЗДЕШНИМ КУПЦОМ ФЕДОРОМ ФЕДОРОВИЧЕМ ГУНДОРОВЫМ» - Богоявленская церковь

  • ЦЕРКОВЬ СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ


    Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г.Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр.28

    Церковь Спаса Преображения
    Церковь Cпаса Преображения расположена на ул.Никитина (бывший Спасский пер.). Построена в конце XVII-начале XVIII веков. Эта церковь по структуре плана отлична от Казанской и принадлежит к типу одноаксидных бесстолпных храмов. Бесстолпные храмы были широко распространены в Московском зодчестве XVI-XVII веков. К ним принадлежит старая соборная церковь в Боннском монастыре (1593), церковь Покрова в Рубцове (1626) и другие. Бесстолпный тип церковных построек широко применялся и в Торопецком строительстве XVII-XVIII столетий.
    Спасская церковь не сохранила своего первоначальго вида, который изменился из-за повреждения пожарами 1758 и 1738 годов, когда в городе выгорело 5 каменных церквей.
    Церковь Спаса Преображения имеет некоторые особенности. Угловые декоративные кокошники, распределяющиеся на две плоскости постройки, зеленые изразцы с изображением двуглавого орла, состоящие из нескольких составных частей, и сплошные лопатки по углам отличают обработку стен Спасской церкви. Высокая колокольня, стоящая вытянутым восьмериком на четверике , богата поясом фигурного кирпича под арками звона и имеет скромный трехцентровый арочный портал , украшенный кирпичной нарезкой.

    ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ


    Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г.Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр.29

    Церковь Иоанна Предтечи начала 20 века
    Церковь Иоанна Предтечи построена в 1703-1704 г.г. на месте Ивановского монастыря, который располагался там в 1540 году, и относится она к типу бесстолпных одноансидных храмов. Находится на ул. Карла Маркса. Одноэтажное здание имеет вид куба с примыкающими к нему приземистой полукруглой ансидой и низкой пристройкой, над южной частью которой возвышается небольшая колокольня. Подобная церкви Спаса Преображения по Церковь Иоанна Предтечи конца 20 века
    бесстолпной кубовидной структуре объема церковь Иоанна Предтечи отличается полукруглой формой ансиды и наличием своеобразного фигурного покрытия сводов. Такие покрытия — доминирующие в городе. Широко применявшиеся в Торопецком строительстве XVII-XVIII веков, они берут, по-видимому, свое начало из культового зодчества Украины.
    В отличие от других церковных построек города, имеющих кубовидную бесстолпную структуру, церковь Иоанна Предтечи выделяется приземистостью объема и скромностью убранства фасадов, плотная известковая побелка которых скрывает под собой кирпичную фактуру кладки.
    Большие декоративные кокошники с перебриком и обрамлением проемов южной стенки — основное средство украшения постройки.

    ЦЕРКОВЬ НИКОЛЬСКАЯ


    Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Составитель Л.Г.Нефедова. Верхневолжская ассоциация периодической печати. Нелидово, 1996 г., стр.29

    Церковь Никольская начала 20 века
    Никольская церковь стоит почти в центральной части г.Торопца, на улице Еременко. Еще в 1540 г. здесь возвышалась «ружная» деревянная церковь с приделом. Около нее находилась Московская проездная башня деревянных посадских стен.
    Церковь Никольская
    Никольская церковь — первая каменная постройка, появившаяся в существовавшем здесь Никольском монастыре в 1666 г. Она положила начало широкому применению кирпича в городском строительстве.
    Архитектурный облик Никольской церкви, сохранившийся до наших дней, является, вероятно, результатом обновления постройки после повреждения ее пожаром 1742 г. Церковь Никольская
    Кроме того, церковь перестаивалась еще в 1697 г. В отличие от более ранних городских памятников основной объем Никольского храма состоит из массивного четверика , несущего широкий световой восьмерик. Над железной кровлей восьмерика, имеющего волнистый фасонный профиль, возвышается луковичная главка с шейкой на декоративном граненом барабане. К четверику , стоящему на бутовом фундаменте, с востока примыкает трехчастная ансида. С южной стороны имеется сводчатая галерея и два крыльца, а с северной — квадратный в плане и несколько вытянутый вверх придел с собственным алтарем и небольшой глухой главкой, опирающейся на свод.
    Примыкавшая к церкви с запада пристройка, частично закрывавшая нижнюю часть храма, своим еще более скромным убранством подчеркивала богатство восьмерика.

    ЦЕРКОВЬ ТРЕХСВЯТСКАЯ (ВСЕХ СВЯТЫХ)


    Построена в 1796 г. на средства граждан.
    Количество алтарей: 1
    Чтимые святыни: иконы Божией Матери «Корсунская», икона святого Исаакия Торопецкого, святителя Тихона, патриарха Московского
    Церковь Всех святых
    Известные люди, похороненные в ограде храма: купцы Абакановы, статский советник Карпов, протоиерей Леонид Просовецкий
    Настоятель: священник Гаврышкив Сергий Романович
    Председатель приходского совета: священник Гаврышкив Сергий Романович
    Адрес: 172850, г. Торопец, ул. Рощинская, 47
    Телефон (268) 2-25-07
    Земли под церковью и кладбищем - 220 квадратных сажен. Церковь Трехсвятская начала 20 века

    Церковь всех святых была построена как кладбищенская. Слева от нее хоронили католиков, лютеран (в городе было очень много эстонцев); справа от церкви хоронили православных; и за церковью - иудеев (евреев), которых в городе также было большое количество.
    Церковь Трехсвятская
    В советское время эта церковь была едиственная действующая на несколько близлежащих районов.
    Во время праздника Пасхи все руководители предприятий, учителя "караулили" пришедших на крестный ход и устраивали "нагоняи".
    Службы совершались в местные праздники и по просьбе граждан. Крестные ходы совершались: в четверток по пятидесятнице вокруг кладбища, в день Всех Святых, приносилась икона Корсунской Божьей Матери из собора и 1 августа (по старому стилю) икона Всех Святых выносилась на "кладезь близ оной церкви" для водоосвящения.

    ЦЕРКОВЬ УСПЕНСКАЯ


    Успенская церковь в г.Торопце расположена на перекрестке ул.Ленина (бывшая Успенская) и Карла Маркса. Построена в 1768 году в стиле барокко, кирпичная, оштукатуренная, типа «восьмерик на 2-светном четверике» .
    Церковь Успенская
    Храм четырехпрестольный : главный - во имя Успения Божией Матери и придельные - во имя Зосимы и Савватия, во имя Димитрия Солунского. Стены храма были окрашены в светло-синий цвет, убраны различными библейскими изображениями, пол вымощен квадратными чугунными "штуками". В главном алтаре был устроен четырехярусный Церковь Успенская начала 20 века
    иконостас "великолепной, превосходной резьбы, весь сплошь вызолоченный червонным золотом и убран в приличных местах ангелами и ангельскими лицами". При входе в придельные храмы по сторонам стояли две кафельные печи. Иконостасы приделов были двухярусные, резные, "позлащенные червонным золотом". Церковная библиотека насчитывала 240 книг, среди которых были 10 Евангелий разных годов издания, в том числе и 1744, 1758, 1862 г.г. Рядом с церковью располагалась сторожка.
    Кровля фигурная, с выгибом. С востока примыкает граненая апсида. В 1960-х годах были разобраны трапезная с двумя приделами и 3-ярусная колокольня.
    В настоящее время церковь, в которой находилась все советское время керосинка, и не смотря на полное свое запустение, продолжает оставаться величественной и поражать своей высотой.
    Кто знает, быть может, она когда-нибудь тоже будет восстановлена, как реставрируются и восстанавливаются сейчас многие церкви города.

    ЦЕКРОВЬ БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ


    Благовещенская церковь стояла на месте нынешнего сквера, а прекрасный сад, что располагался на месте стадиона, соединял две великолепные, величественные церкви - Благовещенскую и Казанскую.Благовещенский храм построен в 1753 году, на месте бывшего деревянного, сгоревшего в 1742 году во время большого пожара, случившегося на посаде. Тогда же сгорело 580 обывательских домов, в них 7 человек, и три церкви, в том числе и Благовещенская. Но город возрождался из пепла, отстраивал уничтоженное огнем. И через 9 лет появился каменный храм.
    Церковь Благовещенская
    При его постройке придел во имя Дмитрия Сопунского был заменен приделом во имя Преподобного отца Исаакия, затворника Печерского, бывшего здешнего гражданина. По преданию, до своего поступления в Киево-Печерскую Лавру купец Чернь, в иночестве Исаакий, жил на месте, где стоял Благовещенский храм.
    Придел во имя о. Исаакия сделан теплым, зимним, так же, как и придел с северной стороны храма, что "устроен в 1842 г." на средства статского советника Василия Львовича Нефедова. Память о нем сохранилась и в начале XX века, как "о человеке, замечательном благотворительностью".
    Главный престол - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы - был летним.
    В 1824 году по случаю пожара верхний этаж храма пришлось обновить, а в 1837 г. обновили придел во имя Преподобного о. Исаакия.
    Колокольня внутри яруса с шестью колоколами была устроена в связи с церковью. Первый колокол, весом 110 пудов 10 фунтов, вылит в 1820 г., второй - 25 пудов 10 фунтов - в 1778 г., остальные колокола вылиты в 40-х годах XIX века на заводе Финляндского. В трех саженях от церкви стояла каменная сторожка. В 1818 г. к Благовещенскому храму была приписана Троицкая церковь.
    В нижнем этаже Благовещенского храма, за правым клиросом, на возвышенном месте стояла гробница (рака), в которой "некогда почивали мощи Преподобного отца Исаакия". Привезена она в храм в 1748 году. На гробнице стоял серебряный ковчежек с частицею мощей Преподобного о. Исаакия, которые были "уделены из Киево-Печерской Лавры" по прошению архимандрита Дионисия, градского духовенства, коменданта Филиппа Мусоргского, игумена Кудина монастыря Иосифа и бургомистра Василия Туфанова со всем купечеством и положены в Благовещенский храм на благословение города.
    Из Благовещенской церкви в течение года совершалось два крестных хода. Первый - вокруг церкви, после литургии, с частицею мощей о. Исаакия и гробницею, в ней "некогда почивали мощи святого угодника Божия", с иконою Корсунской Божией Матери, ее приносили из собора - совершался по "указу Синода из благочестивого желания граждан Торопца" 27 апреля. Второй крестный ход совершался 8 июля в память об избавлении Торопца и уезда от холеры в 1831, 1848, 1853 г.г. В этот день из всех церквей города выносились храмовые иконы в Корсуно-Богородицкий собор и после литургии с ними обходили вокруг города. По воспоминаниям нашего земляка Н. И. Иванова, в 1938-1939 г.г. храм был разрушен. Под углы храма заложили взрывчатку. В момент взрыва церковь полностью поднялась на метровую высоту, на секунды замерев там, и опустилась уже грудой камней. И всю зиму детишки катались с этой "горки".

    ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНСКАЯ


    Церковь Воскресенская
    Построена в 1605 году. Камень на месте церкви Воскресенской
    Престолов два: главный - во имя Воскресения Господня, придельный - во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Колокольня с девятью колоколами располагалась в связи с церковью. Крестный ход с иконой Воскресения Господня совершался ежегодно в Корсуно-Богородицкий собор.
    В 1876 году Воскресенская церковь была приписана к Входоиерусалимскому храму. Церкви принадлежала одна торговая лавка, которая была отдана торопецкому купцу Петру Васильевичу Шарапову за тридцать рублей в год в пользу церкви. Сейчас на месте, где стояла церковь, расположен памятный знак в честь 900-летия города.

    ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА


    Церковь Архангела Михаила
    Церковь Архангела Михаила расположена при въезде в д.Красноселье Церковь Архангела Михаила
    и является действующей к 2006 году уже около шесть ле. Когда-то, как и многие церкви Торопецкого района, заброшенная, теперь она украсилась новыми куполами, колоколами. Восстановили ее "всем миром". Работа была продерана очень большая. Предстоит еще внутренняя отделка.
    Поражает вырезанный в человеческий рост из цельного дерева образ Святителя Николая. Выполнил работу торопецкий мастер Борис. Другим мастером из п.Плоскошь ранее была вырезана скульптура преподобного Нила.
    Жительница Твери нашла в родительском доме на чердаке под толстыми слоем опилок старинные иконы и принесла их в дар церкви.
    Настоятелем в церкви является отец Андрей (в миру Андрей Молотков). Этот мужественный и мудрый человек вместе с женой и детьми восстанавливает деревенский храм и проводит там службы. Народ в деревне преимущественно опустившийся и отцу Андрею стоит больших сил нести Божье слово и личным примером (отец Андрей, чтобы прокормить семью, заготавливает лес) побуждать народ к созидательному труду. Отец Андрей благодарен всем людям, кто принимает участие в благом деле - восстановлении церкви. Он надеется довести все до конца, чтобы красота этого храма еще много лет наполняла сердца людей великой духовной радостью.

    Автор сайта благодарит за предоставленное фото Дмитрия Кариха

    ВОРОНЦОВСКИЙ СОБОР


    ВОРОНЦОВСКИЙ СОБОР
    Воронцовский собор почему-то не включен ни в одну из последних имеющихся книг о Торопце и его окрестностях, нет о нем сведений и в нашем краеведческом музее.
    Расположен собор в километре от Уварова, в местечке Воронцово, ныне безлюдном и лесистом. Среди леса и золотятся то тут, то там, сохранившейся позолотой пять его куполов. Построен собор по документам в конце XIX- начале XX века (старожилы утверждают — в 1907 году) как одна из составных частей Воронцовского монастырского комплекса, куда входили также кельи и валунная ограда с воротами. Кельи и валунная ограда не сохранились (валуны с ограды к 900-летию Торопца успешно перевезли в город и произвели из них ряд кладок, ни исторических, ни архитектурных ценностей не представляющих), часть ворот еще есть.
    Возвышается среди леса и собор — кирпичный, пятиглавый, четырехстолпный. С западной стороны к нему примыкает паперть. Над папертью звонница. Наличники окон обрамляют сразу два окна с двойными металлическими фигурными переплатами. Вход в церковь был когда-то украшен порталом с навесными дверями. Здание стоит на подклети с железобетонными перекрытиями. Внутри никакой отделки интерьеров не сохранилось, разве что покрывающая полы белая и голубая шестигранная метлахская плитка, которая осталась цела и невредима даже после неоднократного пребывания в храме Божьем гусеничного трактора — многие годы собор использовался как зернохранилище, зерно же туда ввозили, разумеется на тракторах. Здание построено добротно, на века. Если встать внутри него по центру и, запрокинув голову, посмотреть вверх, зрелище, надо сказать, впечатляющее. На уровне второго этажа сохранились настилы, где располагались хоры. Туда и выше, в звонницу, ведет боковая лестница, по которой ходить намного безопасней, чем по лестницам наших родных пятиэтажек. Смельчаки, минуя звонницу, случается, и сейчас забираются на купола. Говорят, вид на окрестности оттуда необыкновенный. По куполам во время Великой Отечественной войны били из всех видов орудий и немцы, и наши, поэтому на всех пяти остались отметины.
    Валунная ограда, которой был обнесен собор и кельи, заслуживала особого внимания необычной техникой исполнения. Снаружи валуны были гладко отесаны и уложены в раствор, образуя красивую цветовую гамму, заканчивающуюся кирпичной кладкой. Карниз над оградой тоже был кирпичный, из кирпича сложены и ворота с проездной аркой и двумя калитками по сторонам.
    Вблизи собора на территории монастыря сохранился лаз в подземный ход, выложенный кирпичом, который выходит на берег р.Куньи. Использовался он то ли для оттока вод из подвалов близлежащий зданий, то ли указывал на стратегическое значение монастыря, то ли выполнял еще какие функции. Так, местные старожилы утверждают, что подземный ход этот без дела не стоял — монастырь был все же женский.
    На сегодняшний день, по оценкам архитектора А.А.Галашевича, сделанным в 1972 г. Воронцовский собор архитектурно-художественной ценности не представляет. Однако из Санкт-Петербурга приезжали специалисты, осматривали собор, говорили, что таких архитектурных сооружений на территории царской России было всего три, что собор представляет не только архитектурную, но ми историческую ценность. Неподготовленное воображение затерявшийся в глуши Воронцовский собор поражает. И если не художественно-архитектурным стилем (хотя современные «памятники» строительства ему и в подметки не годятся), то уж добротностью строений и профессионализмом мастеров наверняка. Жаль только, что творение их рук стоит заброшенное и никому не нужное.
    назад на оглавление

    Вы можете присылать статьи про Торопец, замечания и дополнения на мой сайт по адресу ticshen@yandex.ru.
    Любая перепечатка информации допускается только при ссылке на сайт ticshen.narod.ru
    Hosted by uCoz