|
|
|
«ЛИЦА НЕОБЩИМ ВЫРАЖЕНЬЕМ…» Исторический облик сегодняшнего Торопца — это прежде всего его архитектурные памятники. В них отразились бурные события минувших веков, общественная и культурная жизнь, творчество народных мастеров, которые чутко откликались на современные им нужды и создали произведения высокого искусства, подлинно художественную летопись древнего города, летопись своеобразную, неповторимую, во многом уникальную. Около 70 памятников старины — городища Кривит, Малое высокое, Красный вал, жилые дома и целые кварталы и комплексы на Советской, имени Карла Маркса и других улицах города, здания бывших присутственных мест, церкви Покровская, Никольская, Казанская, Богоявленская, Корсунский собор и другие — взяты под охрану государством ( Об архитектурных памятниках города подробно рассказано в книге А.Галашевича «Торопец и его окрестности» М., изд-во «Искусство»). К оригинальным памятникам Торопца относится и его планировка, композиция города. В прошлом город неоднократно менял свой архитектурный облик, месторасположение и масштабы. Земляные укрепления сменились деревянной крепостью с мощными бревенчатыми башнями и стенами, возведенными на острове. В XVII веке стал расти торгово-промышленный город с многочисленными капитальными сооружениями, которые создали неповторимо живописную композицию. С русским градостроительством с древних времен город как крепость и город как населенный пункт были теснейшим образом связаны воедино. Оборонительная система во все века определяла общую конфигурацию города, его размещение на местности, расположение основных въездов. А потому древняя часть Торопца — Малое высокое городище — является типичным славянским поселением на Руси. Оно представляет собой высокий холм (6,5-7 м) с горизонтальной площадкой размером в плане 95х60 метров, окруженной по периметру мощным валом с частоколом по гребню. Городище расположено на плоской болотистой равнине, с трех сторон окруженной рвом, который в древние времена заполнялся водой. С четвертой стороны к городищу подходило озеро Соломино. Это древнейшее поселение было одной из наиболее мощных крепостей среди укреплений подобного типа. Улицы, застроенные рубленными избами, повторяли направления очертаний валов городища и были покрыты настилом из бревен, кроме остатков жилых и хозяйственных построек, пока не удалось обнаружить ни собор, ни хоромы князя, что были на городище, хотя еще в XIX веке в Торопце вспоминали о каком-то соборе из дуба и о церкви, провалившейся на Малом высоком городище. В XIV-XV веках была, вероятно, возведена новая, более совершенная линия укреплений, которая надежно защищала значительно разросшийся город. Крепость представляла в плане почти правильный четырехугольник с равномерным расположением башен по периметру стен. Каждая башня (их было девять) имела название, соответствующее ее назначению и местоположению: Московская и Егорьевская были проезжими, Долматовская — проходной, остальные — глухими. Среди всех башен своими размерами выделялась Московская. «Башня проезжая Московская рублена от земли 9 венцов, меж углов на 12 стен, а от тех 9 венцов взрублено 12 стен меж углов 10 венцов, а от тех венцов рублено вверх на 8 стен круглик 31 венец, а от того круглика взрублено обламов вверх 10 венцов, а над теми обламы сделан шатер и сторожевой чердак; мерою башня в длину с боями 11 сажен, поперек 10 сажен с полусаженью, в вышину 20 сажен». ( И.Побойнин. Торопецкая старина. М., 1902, стр.107.). В начале XVI века на острове за крепостными стенами пролегали узкие улочки, на которых размещалось 108 домов, воеводская и государева изба, подъяческий и тюремный дворы, 4 церкви, 2 собора. Однако вскоре Торопцу становится тесно в обруче крепостных стен. Наиболее предприимчивые горожане начинают селиться на обширных просторах правого берега реки Торопы и на северном берегу озера. Так постепенно возникает посад, куда в дальнейшем смещается и город. В XVII веке вокруг посада возводится новая оборонительная линия — острог. По переписной книге 1540-1541 годов население Торопца состояло из «служилых людей, духовенства, людей ратных и людей черных тягловых». Размещались они в городе и на посаде, но в основном население уже было сосредоточено на посаде. Его главную часть на берегу озера и реки Торопы перед мостом, соединявшим город с посадом, составлял «торг» (торговая площадь), где были сосредоточены торговые помещения, казенные здания и места городского управления, большая часть посадских церквей. За быстро растущим посадом тянулись слободы. Так за сто с небольшим лет здесь вырос целый город, явившийся основой современного Торопца. «Город скучен на небольшом лоскутке земли и перерезан желто-синей лентой никогда не замерзающей реки Торопы, широко раскинул свои слободы, они отбиты от города пустырями и болотами» ( М.Семеновский. Торопец — уездный город Псковской губернии 1016-1864 г.г., 1964, стр. 19). Основной магистралью была Большая улица, проходившая через весь островной «город» к проезжей Московской башне, по Большому мосту через Торопу. Затем эта улица выходила на Торговую площадь и пересекала посад. Второстепенные улицы, имеющие различные направления в плане, также встречались на Торговой площади. Всего на посаде было пятнадцать улиц, соединяющихся двенадцать переулками. Если внимательнее посмотреть на древнюю планировку Торопца, то можно заметить, что на рисунке его улиц как бы отпечатались два градостроительных принципа. Дело в том, что в каждом древнерусском городу были свои масштабы и приемы застройки, отвечающие местным материальным и строительным возможностям, специфике его природного окружения. Наряду с этим существовали и определенные традиции, закономерности в зодчестве, которые способствовали созданию удивительной живописности населенных пунктов, их органичной слитности с окружающей природой. Рисунок улиц и переулков Торопца первоначально имел живописные криволинейные очертания. По традиции, наиболее возвышенные места были заняты церквами. Эти своеобразные высотные ориентиры скрепляли город, замыкали многие улицы. Если взглянуть на внешнюю панораму Торопца со стороны озера Соломино (наиболее ясно это видно на гравюре Вейермана), то можно увидеть, что главным композиционным элементом являлся островной кремль с монументальными сооружениями, охваченными стенами и валами. Эта выразительная картина дополнялась группой монументальных сооружений на «торгу», собранных в живописный «куст» и возвышающихся на фоне рядовой застройки Клавами церквей и колоколен. Эти замечательные древние памятники, сохранившиеся до наших дней, отличаются своеобразием архитектурно-конструктивного решения, оригинальным декоративным оформлением внешнего облика и до сих пор не утратили своей выразительности. В конце 1778 года был утвержден новый план Торопца, разработанный «Комиссией от строений» на основании правительственного указа «О сделании всем городам и их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Более 400 городов России также получили новые генеральные планы. И вот «живописный беспорядок» Торопца стали перекраивать по геометрически четкой, прямолинейной «регулярной» системе планировки улиц, кварталов. В этой регулярности отразился рационализм градостроительных концепций второй половины XVIII-начала XIX века. Но Торопцу, прямо скажем, повезло: в отличие от ряда городов здесь не произошло коренной ломки прежней планировочной системы. Центральной его частью по-прежнему осталась Торговая площадь. Одновременно развивалась взаимно перпендикулярная к Большой улице поперечная композиционная ось с запада на восток, на которой формировалась анфилада площадей. Новые улицы прокладывали в русле прежних, «выравнивая» их. При этом не пострадали и древние монументальные сооружения, в том числе соборы, многочисленные гражданские здания. Они сохранили значение ключевых на пересечении новых улиц, на углах площадей. Одним словом, Торопец, подвергшийся реконструкции, не утратил своеобразия как исторический город. Зодчие, осуществлявшие перестройку, бережно отнеслись к творениям своих предшественников и сохранили их, придав им новое звучание. К сожалению, градостроители не смогли осуществить все свои замыслы. К середине XIX века Торопец как один из центров торговли в силу уже упоминавшихся причин стал приходить в упадок. Оскудела его казна, сворачивались, а затем и вовсе прекратились строительные работы. Но ни время, ни стихийные бедствия оказались не властных изменить облик этого городка. И сегодня он привлекает своей красотой, «лица необщим выраженьем». По слова первого исследователя архитектуры Торопца доктора исторических наук В.В.Косточкина, творения торопецких мастеров занимают особое место среди памятников русской архитектуры. Эти постройки ценны как хранители архитектурных форм и строительных приемов определенной эпохи, как вещественные памятники прошлого нашей страны, как своеобразная каменная летопись ее истории ( В.В.Косточкин. Архитектурные памятники Торопца. В сборнике «Памятники культуры», №1, М., 1959, стр.3-65) |
Любая перепечатка информации допускается только при ссылке на сайт ticshen.narod.ru |